ISSUE 2-2014
STUDIES
Богдан Олексюк Игорь Тышкевич Эльхан Шахиноглу
RUSSIA AND CHINA
Елена Самойлова Марина Тригубенко
OUR ANALYSES
Stefan Meister
REVIEW
Михаил Видейко
APROPOS
Богдана Костюк


Disclaimer: The views and opinions expressed in the articles and/or discussions are those of the respective authors and do not necessarily reflect the official views or positions of the publisher.

TOPlist
STUDIES
ЛУКАШЕНКО: ИГРА НА ДВА ФРОНТА ИЛИ ПОПЫТКА ВЫРВАТЬСЯ ИЗ БРАТСКИХ
ОБЪЯТИЙ.
By Игорь Тышкевич | аналитик, Украинский институт будущего, Украина | Issue 2, 2014

Предыдущая статья «Беларуский расклад в украинском пасьянсе»[1], написанная в начале развития протестов на Майдане, вызвала неоднозначную реакцию.  В противовес аргументам насчёт того, насколько для официального Минска выгодно сближение Украины и ЕС, выставлялись доводы о «союзном статусе Беларуси и России» и, как следствие, единых подходах к политике в отношении внешних игроков.

С точки зрения риторики, возможно. Беларуская делегация в ООН была одной из немногих, которые поддержали позицию РФ по аннексии Крыма. Высказывания А. Лукашенко также носили неприятный для украинцев оттенок. Однако в случае с оценкой политики стоит обращать внимания не столько на слова, сколько на практические шаги. Для этого попробуем разобраться в происходящем. Начнём с предыстории или интересов Беларуси.

Для Республики Беларусь реализация договора об ассоциации Украины и Европейского союза является не просто выгодной. Это как «лотерейный билет с джек-потом». Положительные стороны можно найти во всех сферах. Начнём с «братских отношений» с Российской Федерацией.

Таможенный союз

На первый взгляд парадоксально. Украина отдаляется от Таможенного Союза, И это выгодно? Без сомнения. Особенно, если учесть специфику украинской, и самое главное, российской политики. Официальный Кремль ведёт политику восстановления Российской Империи (или, если хотите, СССР) в новом виде. При этом военно-политические успехи в отношении к третьим странам гарантируют поддержку правящей группы со стороны российского населения.

Неудивительно, что в рамках Таможенного Союза и Союзного государства построена специфическая система принятия решений. Российская федерация имеет 57% голосов. И никакое решение без одобрения Кремля принято быть не может[2]. В таком формате страны - участницы фактически лишаются права голоса.

Такое состояние дел, естественно, невыгодно официальному Минску. Но зависимость от поставок нефти при частично закрытых внешних рынках, увы, не оставляет выбора. Кремль активно пользуется ситуацией, требуя допустить российские компании к приватизации ключевых сфер беларуской экономики. Если такое произойдёт, власть президента Беларуси ограничится стенами своей резиденции.

Власти  Беларуси понимали и понимают, что изменить положение вещей можно лишь только в условиях появления мощного внешнего фактора, влияющего на стабильность выстроенной  политической системы в регионе.

Таковым явилась «евроинтеграция» Украины. Российская Федерация не могла себе позволить оставить диалог Киева и Брюсселя без внимания. Более того, она вынуждена была вмешаться. Последствия выхода Украины из сферы влияния Кремля сравнимы с катастрофой  исходя из целого ряда экономических, внутриполитических, религиозных и, в конце концов, демографических факторов.[3]

Начало российской игры в Киеве дало Минску шанс в отстаивании своих интересов. Обоснование просто: никогда в современной истории РФ не вела одновременные политические и торговые войны с Беларусью и Украиной. Миф о «братских народах» не даёт российскому руководству такой возможности. Два брата - по определению - правы. А если эти два — не Россия?

Первую попытку сыграть жёстко Республика Беларусь предприняла в начале 2013 года. До событий на Майдане. На фоне болезненной для Кремля проевропейской риторики Киева в Минске арестовывается топ-менеджер «Уралкалия» — компании, прекратившей сотрудничество с БКК и создавшей ряд проблем на внешних рынках для «Беларуськалия». Лукашенко не прогадал. Кризис затянулся на полгода и завершился срочной продажей Сулейманом Керимовым акций «Уралкалия» [4]. Новые владельцы оказались сговорчивыми и начали переговоры о возобновлении совместного бизнеса с беларускими калийщиками.

После выборов президента Украины поражение Кремля на юге соседней страны стало очевидным. И уже через неделю Беларусь сняла проблему, которая входила в перечень наибоее актуальных последние 8-10 лет Речь идёт о поставках нефти. Договора заключались сроком на 1 год. При этом регулярно возникали споры вокруг экспортных пошлин в российский бюджет. Согласно документам, подписанным 30 мая, «Россия поставит в Беларусь в 2015 году 23 млн. тонн нефти, а с 2016 по 2024 годы — по 24 млн.»[5] Интересны три фактора

  1. Объёмы. 23 млн. тонн — больше, чем  когда - либо раньше за последние 10 лет.
  2. Финансовая сторона. Нефть поставляется пусть не по внутрироссийским, но и не по мировым ценам.
  3. Пошлины. Все объёмы углеводородов поступают на беларуские НПЗ без уплаты российских экспортных пошлин. Первый случай за последние 12 лет.

Таким образом, поддерживая имперский миф и соответствующую риторику, окружение Путина загнало себя в угол в отношениях с Беларусью. Кремль не может себе позволить (по крайней мере, на протяжении ближайших 1-2 лет) открытую конфронтацию с руководством Беларуси. Лукашенко это видит и пользуется для отвоёвывания ранее сданных позиций в экономике и внешней политике.

Фактически выход Украины из сферы влияния Кремля привёл к моментальному и значительному увеличению веса РБ во всех интеграционных образованиях (с участием России) на постсоветском пространстве.

Способ обойти существующие санкции и попытаться нормализовать отношения ЕС

Беларусь рассчитывала на помощь Украины в нормализации отношений с европейскими странами. Тем более что успешный опыт такой работы уже был: перед запуском программы «Восточного партнёрства» Ющенко и позже Саакашвили выступали в роли «адвокатов дьявола». Это позволило, пусть и формально, но сохранить участие официального Минска в ВП.

Уже в декабре 2013 года А. Лукашенко заявляет: «Мы готовы на любые шаги в плане нормализации наших отношений»[6]. Словам беларуского белорусского лидера в Европе привыкли «верить с оговорками». Необходимо было подтверждение. Руковдство Беларуси подало два заметных сигнала:

  1. Беларуские СМИ заняли осторожную нейтральную позицию в освещении украинских событий. Информационной накачки, как это практикуют российские медиа, не было и в помине
  2. Весной официальный Минск сделал «широкий жест» - неожиданно выпустил из тюрьмы правозащитника А. Бяляцкого. Тема политзаключённых, к слову, один из маркеров, по которому оценивают готовность Минска к диалогу. Сигнал был подан.

Причём здесь Украина?

Ответ прост. Это наиболее близкая страна с точки зрения менталитета, культуры, истории и экономики. Украинский рынок — один из ключевых для реализации беларуских белорусских товаров. И, наконец, традиционное умение договариваться правящих элит (независимо от политической окраски).

Сегодня отношения Беларуси и ЕС зашли за ту черту, когда без «адвоката» или «посредника» видимых улучшений добиться будет сложно. Словам А. Лукашенко не верят, разговаривать с ним напрямую не хотят.  И проевропейский украинский лидер как нельзя лучше подходит на роль лоббиста беларуских интересов в Брюсселе.

Для Киева такая роль важна с точки зрения усиления своих позиций. Украина демонстрирует, что она является субъектом, а не объектом международной политики, и способна оказывать влияние на страны региона.

Второе направление — торговля.

Сближение Украины и ЕС закрывает российский рынок для части товаров «страны над Днепром». Вопрос потери рынка сбыта в постреволюционной стране, без сомнения, болезненный.

На этом фоне Беларусь уже 4 месяца ведёт активную работу по созданию различных СП с Украиной. Схема работы проста и апробирована при легализации китайских товаров на рынке ТС. Отвёрточная сборка на территории Беларуси автоматически меняет «страну происхождения». Таким образом, украинцы могу сохранить часть российского рынка, поделившись прибылью с Беларусью.

При этом Украина выполняет аналогичную функцию в отношении беларуских товаров. В частности, химической продукции, пищевых продуктов и т. д.  Эти тенденции, кстати, можно легко проследить по таблицам Укрстата «Государства мира по товарной структуре внешней торговли».[7] С освобождением украинских товаров от таможенных пошлин при поставках ЕС удивительным образом увеличилась закупка целых номенклатурных групп из Беларуси. Рост, например, по химическим соединениям  составил 99-125% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. И это, извините, на фоне пустого бюджета Украины и фактической войны на востоке.

Дружим с Россией на словах, помогаем рублём Украине.

Не менее интересна и практическая активность Беларуси в отношении России и Украины. Как известно, риторика чиновников бывает разная. Но статистика упрямая вещь. Говорить можно много и эмоционально. Цифры же демонстрируют голые факты.

Активное вмешательство России в Украинский кризис не на шутку испугало Лукашенко. Кроме оценок выгоды от сближения южного соседа с ЕС появился страх. Стало понятно, что Кремль не связывает себя какими-либо нормами цивилизованной внешней политики. И посадив своего человека в Киеве, естественно, займётся «наведением порядка» в Минске.

Поэтому победа Украины в противостоянии с Россией стала для Лукашенко залогом собственной безопасности.

А теперь посмотрим, чем Беларусь реально помогала Украине

Честно говоря, автор сам был удивлён, насколько явно просматривается «братское плечо» Беларуси в украинских событиях.

Начнём с банальной торговли. Как известно, Янукович оставил страну с пустой казной. На счетах правительства было около 45 тысяч долларов.  Внутриполитические проблемы, кризис неплатежей, военная агрессия, как известно, не способствуют внешней торговле. Что отразилось на поставках украинских товаров в Беларусь — их общие объёмы упали на 27%. А вот беларуский экспорт остался на прежнем уровне. Общие объёмы уменьшились всего лишь на 1%.

Но это общие цифры. Самое интересное — в деталях. Если бы Беларусь была на деле союзником России, она могла бы в месячный срок обеспечить присутствие русских танков во Львове. Речь идёт о рынке топлива.

Как известно, беларуские поставки обеспечивают около половины потребностей украинского рынка. И на фоне пустой казны официальный Минск мог бы просто перевести Украину «на предоплату». Без топлива, как известно, танк не едет, самолёт не летит.

Что же произошло в реальности. Смотрим статистику беларуских поставок. Объёмы нефтепродуктов за первые два месяца 2014 года всего лишь на 1,8 превышают показатели января - февраля 2013. Но  если взглянуть на статистику января — апреля, цифры впечатляют. Украина импортировала нефтепродуктов на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года.[8]  При этом Беларусь не настаивала на немедленной оплате. Если говорить простыми словами, Лукашенко заправил украинские танки в кредит.

Аналогичная динамика по продуктам питания, химическим соединениям и т. д. Часть из этого, скорее всего, реэкспортировалось на рынки ЕС (уже как украинская продукция). Часть удовлетворяла внутренний спрос.

Но самым интересным представляется анализ торговли услугами. Предыдущие годы, учитывая географическое положение Украины, сальдо торговли услугами всегда было не в пользу Беларуси. Первые 4 месяца 2014 года дали неожиданный для многих результат. Это рост объёмов торговли услугами. И разница в 35,5  млн. в пользу Беларуси.

При этом стоит отметить, что падения количества оказанных Украиной услуг не было. Наоборот — рост на 0,4%. Зато Беларусь помогла соседке в денежном выражении в 2,85 раза больше[9].

Не менее интересен список проданных услуг:

Статистика фиксирует падение на 40-60% поступлений в сфере путешествий, информационных технологий, финансов.

Зато Минск «услужил» Киеву, оказав:

  • Услуги по ремонту и техническому обслуживанию (не отнесённые к другим областям). Рост по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 417% или 6.43 млн. долларов
  • Транспортные услуги. Беларусь перевезла украинских грузов на 17,45 млн. долларов. По этому показателю синеокая впервые «сработала в плюс». Рост по отношению к январю-апрелю 2013 составил 21.
  • И, наконец, деловые услуги. Фантастический рост: 2219,5 (две тысячи двести девятнадцать с половиной) % или 31,845 млн. долларов. Странно, учитывая отсутствие информации в прессе о создании СП и/или бизнес-консультировании беларускими специалистами украинских олигархов.

Начнём разбираться с последнего пункта. Поступления от деловой помощи имеют два пика. Совместив их с календарём политических событий, можно сделать вывод, что при единой классификации они делятся по специфике. Условно говоря, это:

  • Возможная помощь в выводе части активов «семьи». Не зря «кошельки» Януковича в первые дни после майдана поехали именно в Беларусь.
  • Помощь уже новой украинской власти в легализации своих товаров на территории ТС.

И в первом, и во втором случае Беларусь получила свои дивиденды.

Что касается первых двух пунктов, то они особо пикантны на фоне «союзного государства» с РФ. Дело в том, что в категорию «услуги по ремонту и техническому обслуживанию (не отнесённые к другим областям)» входят, в том числе, работы с военной техникой и техникой двойного назначения. Украина же, как известно, ведёт войну. В Беларуси украинские танки, само собой, не ремонтируют. Но приезд военных специалистов из соседнего государства почему-то не воспринимается в Украине как нечто удивительное. Особенно, последние месяцы.

Не одним страхом живы

Сразу после открытого вмешательства РФ в события в Украине (Крым, поддержка сепаратистских движений в Южных и Восточных областях) беларуское руководство занялось поиском выгоды для себя. Гибридная война, которую ведёт Россия, открыла для Беларуси перспективную нишу.

В начале статьи упоминалась концепция взаимной помощи Киева и Минска по легализации товаров на рынках ЕС и ТС. Военные действия и уход предприятий украинского ВПК с российского рынка позволит Минску поднять отечественную военную промышленность, возможно, получить в распоряжение часть украинских технологий. По крайней мере, правительство страны про это заявляет открыто и, не скрывая, отправляет группы переговорщиков в Киев, Запорожье и Днепропетровск.

Предвидя кризис торговых отношений предприятий ВПК, представители официального Минска побывали на «Мотор-Сич», «Южмаше» и ещё нескольких предприятиях, до последнего времени работавших на рынок восточного соседа.

Интерес был прост: создание СП с завершением производственной цепочки на территории Беларуси. Этот подход позволяет:

1. Получить доступ к некоторым уникальным украинским технологиям и наработкам. В частности, в области моторостроения и ракетной техники.

Беларуские наработки по модернизации или созданию своих авиационных двигателей, увы, далеки от совершенства. Фактическое отсутствие своих силовых агрегатов заставляет снимать с вооружения и отправлять на «хранение» (либо продавать) целые семейства самолётов. Последнее такое решение — прекращение эксплуатации СУ-27. Впервые об этом объявили в начале 2013 года[10]. А окончательное решение приняли в ноябре.[11] Заметим, что данные самолёты в ВВС Беларуси были обновлены с использованием собственных наработок. А модель СУ-27УБ впервые представлена в 2005 году.

Российская Федерация не спешила помогать союзнику просто так. Единственным бесплатным вариантом было размещение на территории РБ авиационных соединений ВС РФ. Такой вариант воспринимался Минском с осторожностью. События в Крыму лишь только усилили опасения относительно «военного щита братского народа». Для поддержания своих ВВС в боеспособном состоянии Беларуси срочно нужны технологии модернизации двигателей и/или создания таковых. Купить — дорого. По большому счёту инегде. ЕС и страны НАТО, естественно не пошли бы на такую сделку. РФ тоже не спешила делиться наработками. Что касается Украины — вопрос продажи обсуждался не раз. Но страны не сошлись в цене.

С вертолётным парком ситуация ещё проще. На постсоветском пространстве заметные успехи есть только в Украине. Но Киев неохотно передавал технические наработки третьим странам.

Поиск Украиной вариантов сохранения или расширения рынков сбыта даёт уникальную возможность. На волне сокращения поставок в РФ беларуское предложение по созданию совместных предприятий выглядит более чем привлекательно. А учитывая наличие нескольких авиаремонтных предприятий, которые обладают необходимым оборудованием и кадрами, вопрос практического создания производств — вполне реальным. Это, кстати, косвенно подтвердил и А. Лукашенко, заявив через 4 месяца после «снятия с вооружения самолётов» и через месяц после аннексии Россией Крыма.  Вместо разговоров об общем воздушном пространстве он заявил ««Нам надо модернизировать военно-воздушные силы, а какие ВВС могут быть без самолетов?» И добавил: «Давайте попробуем с украинцами договориться и вместе поработать, чтобы не пропали интеллектуальные, инженерные центры, конструкторы в Украине»[12].

2. Выйти на рынок Российской Федерации с новым типом продукции, «документально заменив» украинских производителей. Получается схема, при которой Беларусь поставляет в Россию якобы «свою продукцию», Украина фактически контролирует тип и объём поставок. То есть, Киев сохраняет российский рынок,  Кремль – поставки, без которых их вертолёты, и ракеты летать не могут. Беларусь получает прибыль как посредник. И, естественно, технологии для собственного производства.

Подобная схема находится пока что в стадии предварительного согласования. Но специфика украинских реалий такова, что время в этой стране «идёт намного быстрее». Уже видны конкретные результаты согласованной игры Киева и Минска в финансовой и торговой сфере. Не за горами энергетика, совместные предприятия и т. д.

Такое развитие событий вселяет оптимизм. У Беларуси появился уникальный шанс вырваться из братских медвежьих объятий. Естественно, резких шагов от Лукашенко до 2015-2016 года (новых выборов) ожидать не стоит. А вот усиление позиций, в том числе, в области обороны и экономики, можно смело прогнозировать.

И в случае успеха проекта «европейская Украина» проект «европейская Беларусь» может перейти из разряда философских концепций в реальную «дорожную карту».


Print version
EMAIL
previous РОССИЙСКО-УКРАИНСКАЯ ВОЙНА.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
|
Богдан Олексюк
ПОЛИТИКА БАКУ: БАЛАНС МЕЖДУ МОСКВОЙ И КИЕВОМ |
Эльхан Шахиноглу
next
ARCHIVE
2021  1 2 3 4
2020  1 2 3 4
2019  1 2 3 4
2018  1 2 3 4
2017  1 2 3 4
2016  1 2 3 4
2015  1 2 3 4
2014  1 2 3 4
2013  1 2 3 4
2012  1 2 3 4
2011  1 2 3 4
2010  1 2 3 4
2009  1 2 3 4
2008  1 2 3 4
2007  1 2 3 4
2006  1 2 3 4
2005  1 2 3 4
2004  1 2 3 4
2003  1 2 3 4
2002  1 2 3 4
2001  1 2 3 4

SEARCH

mail
www.jota.cz
RSS
  © 2008-2024
Russkii Vopros
Created by b23
Valid XHTML 1.0 Transitional
Valid CSS 3.0
MORE Russkii Vopros

About us
For authors
UPDATES

Sign up to stay informed.Get on the mailing list.